Факты о топливе

No. 1 - Сколько необходимо масла?

Это первая из ряда статей, рассматривающих все аспекты модельного топлива. Автор - Дон Никс, президент фирмы GBG Industries, Inc, изготовляющей модельное топливо POWERMASTER. Читатели могут обратиться непосредственно к Дону по электронной почте - .(Этот E-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен JavaScript).

Факт (A) - весьма вероятно, что никакой другой аспект моделирования не провоцирует такое число мифов, неправильных представлений, недоразумений, ошибок, или так много диковинной кретиничности, как модельное топливо - один из абсолютно необходимых нам обязательных компонентов для двигателей.

Факт (B) - Аспектом, который чаще других вызывает большинство вопросов и, без сомнения, наиболее неправильные ответы, является продолжающийся бардак в вопросе о количестве масла, требуемом в модельном топливе.

Миф: Модельное калильное топливо должно содержать ХХ% масла, чтобы работать правильно, хорошо выполнять свои функции и защищать двигатель от износа.

Факт: нет никакого такого установленного числа...по крайней мере, единого.

Почему нет? Подумайте: для того, чтобы это было так, все масла, используемые в модельном топливе, должны иметь идентичные характеристики по всем параметрам. Кто-нибудь верит, что это правда? Я сомневаюсь. Смазки, составленные для полноразмерных двигателей - автомобильных, малой техники или самолетов - вообще редко являются подходящими для использования в модельных двигателях (по многим причинам), хотя среди них и существует множество основных смазок, которые доступны для нашего узкоспециализированного использования. Однако чтобы большинство из них можно было использовать, они должны быть немного (или, наоборот, сильно) изменены при помощи различных добавок и модификаторов.

В то время как модельные масла Klotz , возможно, наиболее известны среднему пользователю, и, безусловно, весьма хороши, они ни в коем случае не единственные смазки, доступные для составления модельных топливных смесей. Они лишь одни из числа используемых. Каждое масло имеет собственную "индивидуальность" - собственный набор технических спецификаций и характеристик. Необходимо отметить, что мы говорим о так называемом "синтетическом" масле, обычно используемом в современном модельном топливе. Касторка (касторовое масло) - избранное масло, и в течение многих лет оно было единственно возможным для модельных двигателей - это общеизвестный факт. Для хорошего качества топлива, в котором как смазка используется только касторка, мы могли бы рекомендовать Вам определенный процент содержания масла, по крайней мере, для различных групп и типов двигателей.

На сегодняшний день весьма немного сортов модельного топлива, предназначенного для R/C использования, содержит только касторку. Для целей этого обсуждения, в дальнейшем мы будем рассматривать топлива, содержащие только синтетическое масло или его смесь с касторкой.

Давайте представим следующую ситуацию. Предположим, в какой-то момент Вашей жизни Вы обеспокоились вопросом о том, как прожить долгую жизнь и быть здоровым. Обеспокоились до такой степени, что решили посоветоваться с доктором как этого достичь. Когда Вы доходите до питания, Вы говорите: "Хорошо, скажите мне, доктор: если я хочу быть здоровым и сильным в 90 лет, как я должен питаться?". Добрый доктор отвечает: "Мой мальчик, если ты будешь есть два фунта еды в день, ты будешь в порядке!"

Я предполагаю Ваш ответ. Он был бы похож на этот: "Хорошо. Но какой пищи, док? В конце концов, нет двух одинаковых видов пищи. Два фунта салата или два фунта свиных отбивных?" Если он ответил: "Не имеет значения. Если Вы будете есть все время по два фунта еды в день, Вы, вероятно, переживете Ваших детей", я ставлю на то, что Вы убежите, а не уйдете из офиса этого шарлатана!

Почему же тогда мы слепо следуем за чьими-то Высокими Словами, когда они говорят (как будто цитируя, выгравированное на каменных табличках): "Вы не должны использовать топливо, которое не содержит XX% масла". Я не вижу в этом абсолютно никакого смысла, и я думаю, что Вы тоже, если Вы только просто задумаетесь над этим. Все пищевые продукты различны, так же, как и масла. Если это правда, почему в инструкции к моему двигателю указывают определенный процент масла? Просто - чтобы защитить себя.

Все производители двигателей "погорели" (фигурально и буквально) в последние годы благодаря топливу "низкой цены", содержащему или низкосортное масло, или недостаточное количество масла. Каждый из тех, с кем я говорил, признает (не для печати), что в топливе, если масло хорошее, вовсе не требуется того количество масла, что указано в инструкции к мотору. Но производители говорят, что они не могут контролировать качество топлива, а поэтому - они будут и дальше рекомендовать высокий процент содержания масла, в надежде, что этого количества даже плохого масла будет достаточно. Это - неправильно. Так почему неверное содержание масла - самое меньшее 20% или больше в топливе - не волнует их? Много причин, одна лучше другой. Например:

1. Слишком много масла - больше чем необходимо - делает работу двигателя действительно паршивой. Подумайте сами: метанол горит; масло - нет - или, по крайней мере, не должно. (Некоторые масла горят, но об этом поговорим в другой части.) Здравый смысл говорит нам, что, чем меньше количество масла (негорючего), которое мы можем безбоязненно использовать (не менее необходимого, конечно), тем больше количество метанола (горючего), мы будет иметь в камере сгорания. Больше количество горючих компонентов = больше мощности. Один известный автор журнала, с опытом эксплуатации двигателей более 50 лет, сообщает мне, что, по его опыту, уменьшение содержания масла на 1% в модельном топливе дает тот же эффект, что и добавление 1% нитрометана. А это значительно дешевле!

2. Следуя той же самой логике: чем меньшее количество масла мы используем (не менее необходимого, конечно), тем меньше масла попадает на свечу. Мы можем достичь более низких и более устойчивых оборотов холостого хода.

3. После нитрометана, масло - наиболее дорогой компонент модельного топлива. Производитель, не используя ненужное количество масла (если только он не хочет выполнить указ некоего Большого Гуру), может снизить стоимость топлива, что вызовет радость на лицах всех моделистов. Помните, что даже дополнительные 25 центов в стоимости производства приводят к разнице в цене в доллар - или к большей - на розничном уровне.

Так какое же количество масла является правильным? Это зависит от того, какие масла, в какой комбинации и с какими добавками применяются. Это зависит от того, где используется мотор, будь то спортивные самолеты или гоночные, вертолеты, корабли или автомобили. Это зависит от объема двигателя, поскольку при увеличении объема двигателя ему требуется прогрессивно меньшее количество масла. (Почему? Простая математика. Площадь поверхности камеры сгорания увеличивается приблизительно вполовину увеличения хода поршня). Большинство моделистов знает, что большие T.O.C. и гоночные двигатели используют топливо с количеством масла в диапазоне 4% - 5%.

Двигатели фанфлаев и вертолетов обычно нуждаются в большем количестве масла, 4-тактные двигатели - в меньшем. Большинство авиамоделистов может удивить тот факт, что модельные автомобильные двигатели, предназначенные для соревнований высокого ранга, используют топливо с содержанием масла, выраженным одной цифрой, при том, что они работают в диапазоне 40,000 - 50,000 оборотов в минуту, и не имеют никакого вентилятора для охлаждения! Как факт, они будут едва двигаться на правильном топливе для самолета.

No. 2 - Какое масло лучше - синтетическое или касторка?

Прежде чем мы перейдем к нашей сегодняшней теме, я бы хотел высказать несколько мыслей по поводу раздела " Сколько необходимо масла?" - мыслей, которые пришли мне в голову уже после того, как я написал предыдущий раздел.

Многие моделисты, особенно те, кто уже продолжительное время занимается этим хобби, и те, кто переставал им заниматься на несколько лет и недавно начал снова, очень хорошо помнят время, когда модельное топливо должно было содержать около 25% масла, и только касторки. Им тяжело привыкнуть к мысли, что это уже давно не является правилом для современных моторов.

Ключевым словом здесь, конечно, является "современных". Сплавы, из которых сейчас делают двигатели, только отдаленно напоминают те, что использовались раньше. В результате сегодняшние двигатели просто-напросто не требуют так много смазки. Вкратце я добавлю, что те, кто использует антикварные двигатели старинных времен, конечно, без сомнения, должны продолжать использовать в топливе то масло и в том количестве, какое рекомендует инструкция.

Мы не должны забывать, что, в дополнение к значительно лучшим сплавам, сейчас используются технологии, только слегка напоминающие старые. Современные CNC-машины могут изготовить дешево и с необходимой точностью одну или миллион абсолютно одинаковых деталей.

Те же из Вас, кто начал заниматься моделями в последние годы, могут быть потрясены, узнав, что до появления этой новой технологии каждый поршень вручную подгонялся к каждому цилиндру. Не существовало другой технологии, кроме изготовления тысячи поршней, тысячи цилиндров и выбора из них пригодных пар.

В былые времена одни двигатели действительно были "горячее" других того же самого объема. Мы читали, что в то время, например, среди 0.29 двигателей мог быть разброс по объему от 0.26 до 0.32 - различие более чем на 23%! Более высокая точность изготовления позволяет использовать топливо, сильно отличающееся от топлива прошлого поколения.

Еще одно подтверждение правильности соображений по поводу содержания масла в топливе было получено при чтении инструкции к новому 4-х тактному импортному двигателю DAMO FS 218 twin. Для него рекомендуется топливо, содержащее 94% метанола, 5% нитрометана и 1% касторки! Понятно, что это еще больше утвердило меня в мысли, что "нет никакого такого установленного процента содержания масла". Ну а теперь… к сегодняшней теме.

Перед тем, как мы закроем тему масла в модельном топливе, поговорим о горячо обсуждаемом всеми вопросе - "Какой вид масла лучше - синтетическое или касторка?"

Каждый вид масла имеет своих приверженцев, и все они правы в чем-то. "Старики" имеют тенденцию одобрять топливо только с касторкой или, в крайнем случае, с новым процентным содержанием касторки. Моделисты, которые занялись этим хобби 15…20 лет назад, имеют сильную привязанность к синтетическому маслу, или, по крайней мере, хотят, чтобы их топливо содержало главным образом синтетическое масло. Давайте сравним оба вида масла статистически.

Синтетическое масло

Сильные стороны Слабые стороны
Хорошая смазывающая способность (Это "пленка"). Без присадок вызывает коррозию.
Очень низкие отложения кокса и сажи. Температура сгорания примерно на 100 градусов ниже, чем у касторки.
Оставляет меньше следов на модели. Много типов разного качества, что затрудняет выбор.
Существует с различной вязкостью. Дорогое, почти вдвое дороже касторки, увеличивает стоимость топлива.
Полностью растворимо в нитрометане. Если используется как единственное в топливе, то требует большего количества, что увеличивает стоимость топлива.

Касторка

Сильные стороны Слабые стороны
Отличная смазывающая способность. Имеет тенденцию к отложению кокса и сажи, если используется низкого сорта или в слишком большом количестве.
Можно использовать в меньшем количестве, что дает большую мощность и делает устойчивым холостой ход. Сильнее загрязняет модель.
Температура сгорания выше примерно на 100 градусов, чем любого синтетического. Меняет свойство при низких температурах - происходит его осаждение, на модели, делая ее постоянно полностью "маслянистой".
Почти на 50% дешевле синтетического, уменьшает стоимость топлива. Не растворимо в нитрометане. При содержании нитрометана 40%-50% произойдет отделение, если не использовать растворители.
Хорошая натуральная защита от коррозии. Доступно только одной вязкости.

Я хотел бы здесь добавить о слухе, порождающем много споров в Интернете, о том, что производители касторового масла изменили технологию производства и масло, которое производится сейчас, полностью или частично не совместимо с метанолом.

Я разговаривал с главным технологом одного из самых больших импортеров касторки в США, и я хочу сообщить на основе достовернейшей информации, что это, извините, полный бред. Он смеялся, когда я ему рассказал об этих спорах, он сказал: "Мы отделяем масло, фильтруем, определяем сорт и упаковываем, насколько мне известно - ничего не изменилось". Этот слух пошел, очевидно, от одного из производителей топлива. С какой целью? У меня нет другой мысли, кроме той, что это должно было помочь продвинуть на рынке их топливо с синтетическим маслом. (Кстати, я читал ответ в сети для SIG (ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ), в котором соглашаются, что это полная ерунда).

Что мы имеем? "Вы платите Ваши деньги и получаете то, что выбрали". На самом деле, одно масло в чем-то немножко лучше другого, и очевидный ответ - используйте комбинацию из двух типов в пропорциях, которые подчеркнут лучшие стороны и уменьшат недостатки каждого из двух типов масел.

Несколько лет назад, сообщество моделистов было в "синтетическом безумии" и склонялось к топливам, содержащим только полностью синтетические масла. Хорошо, по крайней мере, по моему мнению, видеть существенное колебание обратно, к центру, когда большинство готово предпочесть смесь синтетического масла и касторки. Мы думаем, что это имеет смысл, и опыт многих лет доказывает это.

Любители полностью синтетических топлив наиболее часто говорят мне: "Брэнд XX оставляет намного меньше масла на моей модели ". Мой ответ на это: "Разве это не беспокоит Вас? Если Вы не видите много масла на вашей модели после полета, то это говорит об одном из двух - или сразу о двух фактах: во-первых, не было достаточно масла в топливе, или, во-вторых, масло выгорает вместе с метанолом. И то и другое плохо. Не может быть так, чтобы масло сгорало и, в то же самое время, должным образом смазывало мотор". Этот ответ обычно вызывает озадаченный взгляд, а затем появляется озарение понимания того, о чем они не думали прежде.

Остатки масла и модельный двигатель также неотделимы, как собака и лай. Мы должны научиться жить с этим.

Небольшое отступление. Не так давно друг послал мне копию статьи, изданной в Европейском модельном журнале. В одной ее части автор заявил: "Американцы - единственные люди, достаточно богатые и достаточно глухие, чтобы использовать синтетическое масло". Возможно, немного преувеличено, но это имеет место быть.

Есть пара типов двигателей, которые требуют топлива только с касторкой, или, по крайней мере, со значительно более высоким содержанием касторки, чем другие. Один из них - Fox со стальным кольцом на поршне, другой - маленькие двигатели Cox, требующие много касторки из-за уникального шарового соединения шатуна с поршнем.

Хорошие пилоты традиционно предпочитают полностью синтетическое топливо, я думаю, по нескольким причинам. Одна из них - это то, что тренировки это их жребий, они тренируются час за часом, много часов. Длительная эксплуатация, плюс настроенная выхлопная система, которая является почти уникальной для каждого и, вероятно, отложение сажи и кокса, что может создавать большую проблему в спортивных типах двигателей. (Рискуя навлечь на себя поток недовольства, я также думаю, что это - в значительной степени из-за мыслей типа "Джо Чемпион использует полностью синтетическое топливо, поэтому я тоже буду его использовать ".)

Другая область, где мы видели победу применения полностью синтетических масел в последнее время - модели вертолетов, вероятно, по тем же самым причинам. Так же тенденция к 30% содержания нитрометана в топливе для соревнований высокого ранга вела к использованию смазки более низкой вязкости, и, как показано в диаграммах сравнения выше, это обязательно диктует использование синтетического масла.

No. 3 - Нитрометан, таинственный ингредиент?

Нитрометан. Каждый знает, что он существует, но немногие, по-видимому, действительно знают о нем все. Несмотря на то, что многие знают (по крайней мере, предположительно), что его основное назначение - это добавить мощности, мы все еще получаем время от времени звонки и письма с вопросом, "Почему мы используем его в модельном топливе?". В лучшем случае есть много дезинформации относительно этого несколько экзотического компонента. Рассмотрим информацию, которая поможет прояснить суть нитрометана.

Нитрометан - одно из химических соединений из семейства, называемого "нитропарафины". Другие соединения - нитроэтан, 1-нитропропан и 2-нитропропан. Нитроэтан может успешно использоваться в небольших количествах. (В лучшее топливо для drag racers, которые, вообще говоря, работают только на нитрометане, иногда добавляют немного нитроэтана при теплой, влажной погоде, чтобы предотвратить детонацию.) Одно время нитроэтан был приблизительно вдвое дешевле нитрометана, но его стоимость сейчас почти такая же. Использование его, чтобы понизить стоимость, едва ли стоит тех неприятностей, которые он может принести. Ни одно другое соединение из нитропропанов не будет работать в модельном топливе. Кстати, нитрометан сделан из пропана, если Вы этого не знали (и я готов держать пари, что Вы не знали).

Да, НИТРОМЕТАН = МОЩНОСТЬ! Но...есть условия и непредвиденные обстоятельства. Прежде всего, он не добавляет мощность как таковую, потому что он не такой "теплотворный", как метанол. Это может быть сюрпризом для большинства читателей, но метанол (метиловый спирт) в топливе - намного более легко воспламеняемый компонент. Он воспламеняется примерно вдвое лучше, чем нитрометан. Фактически, если бы у нитрометана температура воспламенения была только на 4 градуса выше, то он даже не должен был бы нести красную метку "огнеопасно"!

В действительности, нитрометан должен быть нагрет до 96 градусов F, для того, чтобы он начал испускать достаточно паров, которые могут быть зажжены какой-нибудь искрой или пламенем! (Я демонстрировал это недавно другу, неоднократно помещая горящую спичку в небольшую емкость, полную нитрометана. Я могу добавить, что он не приблизился на расстояние менее 20 футов в течение демонстрации.)

Теперь о том, как же это все-таки добавляет мощность? Все мы знаем, что есть другое "топливо", без которого жидкая часть была бы бесполезна. Помните, что это? Правильно. Это - воздух (в действительности же - кислород в воздухе).

Каждый двигатель внутреннего сгорания смешивает воздух и жидкое топливо некоторого вида. В нашем случае это жидкое калильное топливо. Цель карбюратора состоит в том, чтобы отмерить эти два компонента в нужной пропорции, и каждый двигатель требует определенной пропорции жидкого топлива и воздуха. Попробуйте добавить слишком много жидкости без достаточного количества воздуха, и двигатель не будет работать вообще. Какова цель турбонаддува на полноразмерных двигателях? Нагнетать немного больше воздуха, чем сможет обработать простой карбюратор или инжекторная топливная система.

Предположим, что мы должны были найти путь для сжигания большего количества жидкости в наших модельных двигателях без увеличения поступления воздуха. Это добавило бы мощности, не так ли? Хорошо, предположите, что мы это можем! Двигатель внутреннего сгорания может сжечь нитрометана более чем в 2 раза больше, чем метанола, используя один и тот же объем воздуха. Вот и все! Мы получили больше мощности. Вот так это работает, и это нетрудно для понимания. И мы не должны тратить много времени на размышление об этом в ходе повседневных полетов.

Однако существуют некоторые факторы, которые мы должны рассмотреть. Практически все обычные полеты могут быть выполнены на модельном топливе, содержащем от 5% до 15% нитрометана. Если Вы летаете на чем-то вроде тренера, или Cub, или подобной модели, нет, вероятно, никакой причины, почему бы 5% топливу не работать отлично. Требуется немного больше мощности? Используйте 10% или 15% содержание нитрометана в топливе. Я не рекомендовал бы использовать топливо с более высоким содержанием нитрометана в большинстве популярных двигателей. Увеличение содержания нитрометана, вероятно, ничему не повредит, но ничего и не даст.

Мы продаем больше топлива с 15% нитрометана, чем любых других топливных смесей, и для этого есть серьезная причина. Большинство популярных двигателей на рынке сегодня разработано для того, чтобы работать на такой смеси. Как правило, европейские двигатели успешно работают на смесях с более низким содержанием нитрометана, потому что они рассчитаны на это. Почему? В Европе нитрометан может стоить между 150$ и 200$ за галлон! Достаточное основание?

Нитрометан дает больше, чем просто прибавка мощности. Он помогает достигать устойчивого холостого хода при более низких оборотах. Есть один хорошей тест для проверки, чтобы узнать, нуждается ли конкретный двигатель в большем содержании нитрометана в топливе. Заведите двигатель, дайте ему прогреться в течение нескольких секунд, установите газ на минимальные холостые обороты, и удалите накал свечи. Если при этом обороты двигателя уменьшаются, используйте смесь с более высоким содержанием нитрометана. Если нет заметного снижения оборотов, значит, смесь хорошо подходит к Вашему двигателю.

Одно из наиболее популярных неправильных представлений - то, что, существенно повысив содержание нитрометана, пользователь немедленно получит огромный скачок мощности. Это не так. Вы будете сильно удивлены, узнав, что в диапазоне 5% - 25% содержания нитрометана, Вы, скорее всего, увидите увеличение оборотов приблизительно на 100 обмин в статике(на земле или на испытательном стенде) для каждого увеличения содержания нитрометана на 5%. В полете, при разгрузке винта, увеличение будет большим, и, вероятно, улучшится также холостой ход.

Мое любимое правило: Если Вы имеете хорошо летающую модель, и ей только иногда немного недостает мощности, то увеличьте содержание нитрометана на 5%. Если модель не летает, как надо, Вы нуждаетесь в более мощном двигателе, а не в большем содержании нитрометана!

Большинство популярных спортивных двигателей, использующихся сегодня, не рассчитано на работу на топливе, содержащем больше, чем 15%…20% нитрометана. Увеличение количества нитрометана в смеси имеет эффект увеличения степени сжатия, а каждый определенный двигатель имеет оптимальную степень сжатия. Превысите ее - и работа мотора, вероятно, станет хуже, а не лучше и двигатель будет гораздо менее "дружественным к пользователю".

Высококлассные гоночные двигатели настраиваются совсем по-другому (степень сжатия, фазы газораспределения, согласованная выхлопная система и т.д.) и обычно рассчитываются так, чтобы использовать смеси с высоким содержанием нитрометана. За одним исключением - это гоночные двигатели, используемые на международных соревнованиях и мировом чемпионате (FAI). Правилами для этих двигателей не разрешают использовать нитрометан вообще, и они работают так же, как и те, что работают на топливе с содержанием нитрометана в 60% или 65%! Первый вопрос, который приходит на ум - "Почему не все двигатели разрабатывают таким образом, чтобы они могли работать без нитрометана, ведь тогда мы смогли бы сэкономить много денег? " Спросите любого из спортсменов мирового класса. Он скажет, что их двигатели очень сволочны при настройке и определенно не дружественны! Фактически, они - хороши, но требуют уровней навыка выше большинства средних летчиков. За все надо платить.

Другое утверждение, которое мы часто читаем или слышим - это то, что нитрометан имеет кислотную реакцию и приводит к коррозии двигателя. На самом деле он не имеет кислотной реакции, и изготовители говорят, что коррозии не происходит, или, по крайней мере, не может произойти. Однако, один известный эксперт по двигателям и автор журнала упорно утверждает, что это происходит. Легкомысленный "штамп". (Я когда-то спросил Дейва Шадела, 3-кратного чемпиона мира, человека, который использует больше высококлассных двигателей, чем любой, кого я знаю: как часто он сталкивается с ржавчиной в двигателях, которые работают на смеси с высоким содержанием нитрометана? Его ответ был: " Никогда.")

Почему нитрометан стоит так дорого? Я не имею никаких сведений относительно стоимости производства, но производство требует многомиллионных инвестиций в большой очистительный завод. Существует, однако, серьезная причина для высокой стоимости нитрометана: есть только один его изготовитель в Западном Полушарии. Примите это к сведению.

Также (и это будет большой неожиданностью), наше хобби потребляет только приблизительно 5% всего произведенного нитрометана; полный объем потребления его автогонщиками и другими тоже около 5%. Это означает, что мы не имеем никакого влияния вообще, и просто должны платить запрашиваемую цену. Куда же идет остальная часть? Промышленность. Нитрометан используется для разнообразных составов - растворитель для некоторых пластмасс, производство инсектицидов, удобрений, взрывчатых веществ (да, это был компонент в бомбежке Оклахома-Сити) и это - компонент в Tagamet, известном составе для лечения язвы (неудивительно, что материал является настолько дорогим!). Пожалуйста, обратите внимание, что, в то время как нитрометан - компонент в создании некоторых взрывчатых веществ, сам по себе он не является взрывчатым веществом. (Помните - он используется в удобрениях.)

Не проходит и месяца, чтобы кто-нибудь не позвонил, чтобы спросить: "Я слышал, что большее количество нитрометана будет снижать рабочую температуру моего двигателя. Это правда?" Нет. Чем выше содержание нитрометана, тем выше рабочая температура. К счастью, в большинстве наших двигателей различие в рабочей температуре между 5% и 10%-процентным топливом незначительно, и есть совокупность других факторов (надлежащее смазывание и т.д.), которые являются гораздо более важными.

Наконец, помните, мы сказали в начале, что нитрометан добавляет мощность, потому что мы можем жечь большее количество нитрометана, чем, метанола, для заданного объема воздуха? Это также означает, что чем выше содержание нитрометана в топливе, тем меньшее "расстояние" (или время полета) мы получим. В стандартном двигателе .40 размера при использовании 15% нитрометана, мы обычно получаем соотношение минута к минуте с половиной времени полета для каждой унции топлива. Парни из Формулы 1 рады получить 2 минуты из бака объемом 8 унций!

Каково практическое значение этого вывода? Если Вы повышаете содержание нитрометана в топливе, убедитесь, что открыли иглу карбюратора на несколько щелчков прежде, чем Вы идете летать. Иначе у Вас окажется слишком бедная смесь и Вы можете повредить двигатель. Наоборот, если Вы снижаете содержание нитрометана, Вы должны будете отрегулировать карбюратор на обеднение смеси.

No. 4 - Топливо для 2-х тактных и 4-х тактных двигателей действительно разное?

Как Вы думаете? Есть ли действительно различие, или это - просто большой обман изготовителями топлива, чтобы продать больше продуктов? Посмотрим на результат голосования… ах, да ...голоса разделились поровну. Хорошо, давайте исследовать факты.

Факт: Большинство модельных топлив для 4-х тактных двигателей содержит меньше масла, чем сопоставимые топлива для 2-х тактных двигателей.

Стандартное возражение на это - "Но механизмы 4-х тактных двигателей имеют больше движущихся частей, и они должны нуждаться в большем количестве масла, а не в меньшем!" Пусть это звучит разумно, но это не подтверждается при тщательном рассмотрении. Количество движущихся частей не имеет никакого отношения к этому. Что является важным? Подумайте об этом.

Факт: С редкими исключениями, 4-х тактные двигатели работают при существенно более низких оборотах, чем 2-х тактные двигатели. Чаще всего - в диапазоне 10 000 оборотов в минуту против 12 000, 13 000 или больше для стандартных 2-х тактных двигателей того же самого размера. Они проектируются, чтобы дать максимальную мощность в диапазоне более низких оборотов, с большими пропеллерами. Как это влияет на их работу?

Один из основных факторов, используемых в определении надлежащего содержания масла в топливе - теплота. Используя затасканный термин, не требуется высокой учености, чтобы выяснить, что чем медленнее механизм поворачивается, тем меньше теплоты выделяется от трения. Если Вы не верите этому, протрите Ваши ладони сначала медленно, потом с такой скоростью, как Вы только можете. Понятно? Меньше обороты = меньше теплоты = меньше потребности в масле.

Факт: 4-х тактные двигатели сжигают топливо только каждый второй такт, против каждого такта у 2-х тактных двигателей. При сжигании, или горении, топлива также выделяется теплота. Логически может быть выведено, что, если огонь в камере сгорания присутствует только каждый второй такт, механизм имеет время, чтобы остыть немного между циклами сгорания.

Давайте рассмотрим это немного подробнее. Использование гипотетического механизма с 4 тактами, на 10 000 оборотах в минуту = 5 000 циклов сгорания в минуту, против гипотетического 2-тактного, с 13 000 оборотов в минуту, с тем же самым количеством циклов сгорания в минуту. Различие увеличивается. 2-тактный имеет на 160 % больше циклов сгорания, чем 4-тактный. Даже при том, что это частично компенсируется тем фактом, что некоторые 4-тактные двигатели имеют более высокую температуру выхлопных газов, совершенно ясно: 4-тактные остаются более холодными и нуждаются в меньшем количестве масла.

Факт: Масло не горит (или не должно гореть) - метанол горит. Используя немного логики, мы приходим к заключению, что должным образом сделанное топливо для 4-х тактных двигателей в них будет работать лучше, чем топливо для 2-х тактных двигателей.

Почему? Помните, что 4-х тактный двигатель работает только каждый второй такт. Это приводит к тому, что свеча в ожидании нового цикла остывает, как результат - более "холодная" свеча. Дополнительное или ненужное масло, постоянно смачивая свечу, делает более трудным достижение низких равномерных оборотов холостого хода. Те, кто утверждает, что "Использование большого количества масла не может ничего испортить", явно неправы. Дополнительно к улучшению сохранности деталей двигателя, лишнее масло создает дополнительное сопротивление, охлаждает свечу накаливания, что в 4-х тактных двигателях приводит к проблемам. Это подобно обливанию холодной водой парня, который уже дрожит от холода.

Еще раз: поскольку масло не горит, его избыток не дает ничего, чтобы помочь нам увеличить мощность. Оно просто смазывает мотор и постоянно выбрасывается с выхлопными газами. Однако предположите, что мы не добавляем ненужное масло в топливо, и заменяем его метанолом, который действительно горит. Правильно, Вы знаете, что это даст: большую развиваемую мощность на максимальных оборотах! Эй, я думаю, что мы придем кое-к-чему здесь! Удалите ненужное масло из топлива для 4-х тактного двигателя, и мы получим "два в одном" - две выгоды за одну цену … устойчивый холостой ход на более низких оборотах плюс более высокую мощность на максимальных оборотах!

Вывод: По понятным причинам, которые были изложены выше, использование должным образом смешанного топлива должно улучшить все характеристики работы 4-х тактного двигателя по сравнению с использованием хорошего топлива для 2-х тактного двигателей в том же самом двигателе.

В то же время использование 2-х тактного топлива в 4-х тактном двигателе не приведет к порче двигателя, но не наоборот! Оно не содержит достаточно масла. С теми из Вас, кто говорит, что он использовал 4-х тактное топливо в 2-х тактных двигателях и не имел проблем, я соглашусь. Если Вы имеете очень хороший слух и устанавливаете иглу карбюратора на богатую смесь, это будет, вероятно, работать, не более чем хорошо. Но официальное слово - НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ! Это неприемлемо уменьшает диапазон Вашей ошибки при настройке двигателя.

Заключение: Поскольку изготовители двигателей "погорели" в последние годы из-за попыток некоторых изготовителей топлива понизить стоимость их изделий, используя или слишком мало масла или его дешевые сорта, большинство из них сегодня рекомендует, чтобы Вы использовали топливо для 2-х тактных двигателей в их 4-х тактных двигателях, или рекомендуют ненормально высокий процент содержания масла в топливе (по этой же причине). Их нельзя в этом винить, так как они не могут контролировать количество и качество масла, используемого в чьем-либо топливе, они только пытаются "прикрыть свою задницу". Я бы тоже так сделал.

Примечание: Я полагаю, что общеизвестно, что изготовители двигателей YS , самых мощных среди доступных 4-х тактных двигателей, сертифицируют для использования только топливо, содержащее масла столько же, сколько и для 2-х тактных двигателей. Их двигатели уникальны, и их рекомендациям надо следовать, хотя и здесь могут быть исключения.

No. 5 - Правильное хранение топлива

Во время ответов на вопросы бесчисленных "Dog & Pony Shows" в хобби-клубах на всей территории США, один из наиболее частых вопросов был: "Каков срок годности топлива?" Ответ одновременно и простой и легкий: "Должным образом хранимое модельное топливо имеет почти неопределенный срок годности". Так что же такое "должным образом хранимое"? Давайте разберемся.

Вы, возможно, чаще всего читали или слышали, об одном факторе, который неблагоприятно влияет на модельное топливо - поглощение влаги из воздуха. Не допускайте контакта топлива с воздухом, и ваше топливо, вероятно, будет жить дольше, чем Вы! Метанол - главный компонент в модельном топливе - является гигроскопичным. Это означает, что он фактически на 100% растворим в воде, и поглощает влагу из воздуха подобно пылесосу, сосущему грязь.

Большинство моделистов понятия не имеет, как быстро это может происходить, и часто сомневаются в справедливости этого. Позвольте мне описать картину происходящего. Почти каждый из вас проливал небольшое количество топлива, возможно, на полетный ящик. При этом Вы, без сомнения, заметили небольшое туманное облако над свежим топливом, и молочный цвет топлива. Это метанол, поглощающий влагу прямо из воздуха. Так как количество топлива мало и имеет большую площадь поверхностности, поглощение идет быстро, вода не смешивается с маслом, и топливо становится молочным. Только вспомните, как быстро это происходит - почти мгновенно! Это может дать Вам представление относительно того, как быстро ваше топливо может быть приведено в негодность, если Вы не закрываете емкость с топливом, позволяя ему оставаться открытым.

Большая поверхностная область, конечно, не соответствует тому количеству топлива, которое подвергается воздействию при отсутствии крышки на топливной емкости, но я думаю, что Вы получили представление об этом процессе. При влажном типе климата, который существует в некоторых районах США, не требуется очень много времени, чтобы неблагоприятно повлиять на ваше топливо. И совсем не требуется полностью открывать емкость, чтобы испортить топливо. Сосуду достаточно иметь сквозную трещину, неплотно прилегающую пробку - этого вполне хватит, чтобы нанести ущерб качеству топлива.

Решение, конечно же, просто. Нужно постоянно держать топливо плотно закрытым. И все же иногда этого недостаточно. Большинство из нас видело маленькие капельки конденсата в наших емкостях для топлива после того, когда они становятся частично пустыми. Это - результат конденсации влаги, поскольку воздух, попавший в емкость, охлаждается. Примерно год назад мы думали о том, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему. Теперь есть метод борьбы с этой проблемой. Но поскольку это коммерческое продвижение наших продуктов, выходящее за пределы данной темы, заинтересованные могут связаться с автором по электронной почте, и мы будем счастливы рассказать Вам об изделии, которое решит эту проблему.

По причинам, указанным выше, идея покупать модельное топливо 55-галлоновыми бочками редко является хорошей, по нашему мнению. Если все топливо не используют сразу же, как бочка была открыта, существенный объем воздуха будет попадать в бочку каждый раз, когда ее открывают. Стальные бочки любого вида нагреваются и охлаждаются гораздо быстрей, чем пластмассовые, и конденсация влаги в этом типе емкостей происходит намного интенсивнее. В результате - последняя часть топлива в бочке, весьма вероятно, будет содержать большое количество воды, иногда на грани того, чтобы быть сделать топливо полностью непригодным к использованию.

Есть и другая отрицательная сторона использования топлива в бочках. Представьте, что топливом пользуется несколько человек. Без надлежащего присмотра за емкостями такого типа (возможно, не имеющими необходимых предупреждающих надписей и т.д.) и выдачей топлива, высока вероятность какого-либо несчастного случая и привлечение к ответственности за него. Клубы моделистов, рассматривающие возможность такой закупки топлива для своих членов, должны обязательно знать и думать о потенциальной ответственности!

Также верно и то, что УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ излучение дневного света (или люминесцентных ламп) ухудшит качество чистого нитрометана через какое-то время. Исходя из нашего опыта, мы можем утверждать следующее: если нитрометан находится в растворе и в небольшой концентрации, ухудшающее воздействие излучения относительно незначительно.

Чтобы проверить это, несколько лет назад мы оставили галлон 10% топлива под воздействием прямого солнечного света (в солнечной Южной Калифорнии) в течение месяца. В конце этого времени мы проверили это топливо в двигателе в сравнении со свежим топливом и не нашли никакого различия. При том, что защита от прямого солнечного света вреда не принесет, - наше личное мнение, что неблагоприятный эффект воздействия солнечного света на топливо при стандартных условиях эксплуатации слишком мал, чтобы о нем волноваться.